15.11.2021
Новость
Представитель ФССП также сообщил, что в категорию значительного риска сейчас отнесено девять юридических лиц, а в категорию среднего — пять.
В общей сложности доля коллекторских компаний, к которым у приставов есть претензии, составляет 10,6% от общего количества.
Позиция коллекторов
Президент Национальной ассоциации профессиональных коллекторских агентств (НАПКА) Эльман Мехтиев сообщил РБК, что объединению неизвестно, какие компании оказались в проблемном списке ФССП. «Мы все узнаем об этом в конце года, когда ФССП передаст в Генпрокуратуру план проверок на следующий год и он станет публичным», — сказал глава НАПКА.
По словам Мехтиева, рассчитанная ФССП доля высокорисковых взыскателей «не отражает ничего, кроме того, сколько раз ФССП по итогам проверок, образно говоря, «выписала штрафов». Глава ассоциации коллекторов считает, что новый подход не показывает, насколько действительно высока концентрация рисков нарушения закона в работе коллекторских компаний, потому что не учитываются масштабы бизнеса. «Да, нарушений не должно быть вообще, но одно дело, когда организация работает с миллионом лиц и допускает два нарушения за год, и другое — когда в «портфеле» всего тысяча клиентов и те же два нарушения», — поясняет Мехтиев. Он допустил, что большинство крупных компаний в следующем году столкнутся с внеочередными проверками ФССП, но это не сократит риски «громких и резонансных нарушений» со стороны компаний, которые не попадают под надзор ФССП.
Каких взыскателей не учитывает ФССП
Попадание организации в категорию с низким уровнем риска не означает, что она не допускала нарушений в прошлом и не допускает сейчас — категория присваивается всем вновь включенным в реестр организациям по умолчанию, говорит управляющий партнер юридической компании «Иккерт и партнеры» Павел Иккерт. По его оценкам, «у почти четверти коллекторских агентств, включенных в реестр, низкий уровень риска присвоен просто в силу того, что они являются новичками».
Сейчас под действие 230-ФЗ не попадают банки и микрофинансовые организации (МФО), которые тоже занимаются взысканием просроченной задолженности у населения. С осени 2019 года участники рынка совместно с Минюстом обсуждали распространение надзора ФССП на банки и МФО, но поправки в законодательство так и не были приняты.
По оценкам НАПКА, в первой половине этого года почти половина жалоб граждан на процедуры взыскания касалась не коллекторов, а кредиторов — банков и МФО (4,6 и 43,2% обращений соответственно). Еще около четверти негативных отзывов потребителей поступали в адрес компаний, не состоящих в реестре ФССП, то есть тех, кто занимается взысканием долгов нелегально.
«Наш опыт работы с обращениями и жалобами граждан показывает, что основная часть жалоб на взыскание после вступления в силу 230-ФЗ касается именно нелегальных кредиторов и действующих от их имени нелегальных взыскателей. Также существенная доля жалоб, с которыми нам приходится работать, касается МФО и банков», — говорит руководитель проекта ОНФ «За права заемщиков» Евгения Лазарева. Разделение коллекторов на группы риска она считает бесполезным для должников, поскольку подход не учитывает нарушения организаций, не входящих в реестр.
РБК направил запрос в крупные коллекторские агентства — «АктивБизнесКонсалт», Столичное агентство по возврату долгов, «Кредитэкспресс Финанс» и Первое коллекторское бюро. Их представители отказались от комментариев.
Гендиректор агентства ЭОС Антон Дмитраков сказал РБК, что компания еще не сталкивалась с проверками по новым правилам, но это «вопрос времени». «Любой, в том числе и крупный, оператор коллекторского рынка может попасть в высокую категорию риска, и в том числе по формальным нарушениям», — считает он, но ожидает, что ЭОС может быть отнесена к группе низкого риска.
Подробнее на РБК:
https://www.rbc.ru/finances/15/11/2021/618e623c9a79477c66f9a111